воскресенье, 10 мая 2009 г.

Типология и структура урока

Побудить интерес к предмету - одна из важных задач каждого учителя. Экспериментально доказано, что применение разнообразных форм работы поддерживает активность внимания и снижает утомляемость. Различные формы обучения при изложении нового материала и обобщении знаний учащихся на любой ступени обучения приобретают все большее значение. Так при обобщении знаний учащихся, активизируются, формируются умения применять знания, самостоятельно мыслить. Проведение различных форм на уроках повышает интерес учащихся к предмету, помогает ученикам обобщить и закрепить знания по темам, способствует формированию умений, работать коллективно и повышает ответственность за качество учебы.
Известный отечественный дидакт М. А. Данилов отмечал: "…в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других".
Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
1.организационный этап
2.этап проверки домашнего задания
3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятитю нового материала
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап первичной проверки понимания изученного
6.этап закрепления изученного
7.этап применения изученного
8.этап обобщения и систематизации
9.этап контроля и самоконтроля
10.этап коррекции
11.этап информации о домашнем задании
12.этап подведения итогов занятия
13.этап рефлексии
Подробнее о структурных элементах учебного занятия
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели ;
- по основному способу их проведения;

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков ( месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами).:
урок ознакомления с новым материалом;
урок закрепления изученного;
урок применения знаний и умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированный урок.
Типологией по основному способу (форме) проведения их подразделяют на уроки:
 в форме беседы;
 лекции;
 экскурсии;
 киноуроки;
 самостоятельная работа учащихся;
 лабораторные и практические работы;
 сочетание различных форм занятий.

11 комментариев:

  1. спасибо.очень доступно и подробно

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный15 июня 2010 г., 18:20

    Все очень доступно и хорошо описано,спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо огромное. Всё чётко и подробно

    ОтветитьУдалить
  4. вот спасибо, молодцы

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, всё чётко, доступно, конкретно. Материал искала для доклада, очень пригодился.

    ОтветитьУдалить
  6. спасибо,очень помогло

    ОтветитьУдалить
  7. Большое спасибо, сразу вспомнила молодость

    ОтветитьУдалить
  8. коротко и понятно.

    ОтветитьУдалить
  9. Молодцы! Спасибо! Виден опыт работы и компетентность в рассматриваемом материале! Так держать! Не останавливайтесь, ждем дальнейших материалов!

    ОтветитьУдалить
  10. Не получилось официально ответить... Молодцы девочки/ребята, всё чётко и по теме. Удачной реализации и аттестации тем, аттестуется! Авторам - респект!

    ОтветитьУдалить

Что интересно для ВАс в теме "Современный урок"